Аудит юзабилити веб сайта

Работа над юзабилити — это комплекс мер, призванный сделать пребывание пользователя на сайте максимально комфортным.
Для владельца интернет ресурса — это не жест доброй воли, а метод получения дополнительной отдачи и шаг к успешной конкуренции.

Если ваша цель — повышение конверсии, то самое время заказать юзабилити аудит сайта. Мы бесплатно проведем первичный осмотр основных страниц и укажем на примеры присутствующих у вас проблем.
Ведь всегда лучше именно на своем на своем примере понимать — как данный аудит работает и какие проблемы диагностирует.

Наглядный пример работы юзабилити: посетитель должен сразу понять, что он пришел по адресу, т.е. уловить тематику и деятельность сайта.
Далее моментально зацепиться за искомую часть контента, а в процессе полного исследования сайта — не потеряться.
Уже после, пользователь не должен оказаться в состоянии неопределенности, сайт должен вести его дальше.
Ведь основная задача — конвертировать посещение в практическую пользу.
По этому хорошая юзабилити основа — не только делает общение с сайтом понятным и удобным, она предлагает свершение действий, которые полезны и вам пользователю на определенной стадии активности последнего.

Важно отметить, что юзабилити является составляющей и маркетинга и дизайна сайта в целом. По этому, как минимум, рекомендуем ознакомиться с нашим предложением об оценке маркетинговой составляющей здесь.
Ввиду удешевления и рационализации — мы разделили эти предложения. Однако если вас интересуют обе стороны вопроса, то настоятельно рекомендуем заказать сразу несколько услуг.
Это будет дешевле.

Для углубленного понимания вопроса — отдельно рассмотрим составляющие сайта, тесно переплетенные с нормами юзабилити.

Юзабилити интерфейса

На момент 2020 года уже сложились уверенные паттерны интерфейсов. Когда рука интуитивно ведет курсор в определенную зону для совершения привычного действия. И в случаях, когда ожидаемые элементы функционала в этой зоне отсутствуют или имеют непонятную форму — появляется большая проблема.

Современные сайты в их дизайнерских экспериментах — вынуждены балансировать между устоявшимся стандартом юзабилити и визуальной уникальностью. Перекос в последнее — является одной из причин падения конверсии. Подробнее мы раскрывали эту тему в предложении о разработке дизайна.

Многие владельцы привыкли к своим сайтам, освоили обращение с ними и не видят проблемы.
Проведите практический эксперимент: покажите ваш сайт человеку впервые. Насколько быстро он сориентируется?

Даже поставим вопрос иначе:
Насколько быстро сориентируется молодой человек, привыкший к современным веб ресурсам и приложениям?
И насколько быстро сориентируется человек в возрасте, слабо знакомый с последними тенденциями интернета?
А ведь это 2 разных аудитории, к которым нужен фундаментально отличительный подход в интерфейсе.

Пример 1:
молодые люди быстро поймут что к чему, увидев иконку в виде 3 точек. Они знают, что обычно это вызывает вкладку настроек или помощи.
Так же они моментально ассоциируют так называемую иконку «гамбургер» из 3 полосок — с вызовом меню.
Но людей старших поколений такие моменты поставят в тупик, вплоть до закрытия сайта.

Пример 2:
избыточная навигация или ее неопределенные пункты.
Это бич современных интернет магазинов, когда требуется уместить десятки или даже сотни категорий в зону меню. Каскад пунктов заставляет человека растеряться в поиске, а вкладки из разряда «прочее», «другое», «полезное» — вовсе остаются без внимания.

Зоны внимания

Когда дело доходит до «полотна» контента, меняется и подход к делу. Четкая каноничность сменяется более обобщенными правилами, вокруг которых выстраивается содержимое. Чтобы сохранить эстетику и эффективность — нужен специалист, который опираясь на целевую аудиторию, цели сайта и собственный опыт — сможет правильно соотнести эти вещи.

Пример:
Верхний левый угол — это зона повышенного внимания. Причем не только в рамках всего каркаса сайта, но и в рамках зоны контента.
Исследования показали, что человек считывает содержимое по F образной форме, применимо ко всему содержимому вкладки браузера.
Точки перпендикулярных пересечений — являются наиболее ценными, а линии исходящие от них вниз и вправо — должны совпадать с последовательностью чтения содержимого.
Смещение важных кнопок, ссылок, заголовков или информеров из зоны внимания — может негативно сказаться на восприятии.
Несоблюдение приоритета — аналогично сбивает с толку.

Вместе с этим есть и общие «технические» нормы оформления элементов контента, расположенного в унисон с зонами внимания.
Эти нормы можно выразить следующими критериями (как пример):

  • общая длина страницы (особенно если мы говорим про лендинг);
  • частота наличия на странице призывов к действию;
  • гамма и контраст основных и вторичных элементов;
  • визуальный баланс между текстовыми массивами, изображениями и ключевыми элементами взаимодействия;
  • величина шрифта важных информеров и заголовков, а так же второстепенной текстовой информации на их фоне;
  • размер и форма целевых кнопок;
  • общая «плотность» контента на странице.

В свою очередь каждый попадающий под эти критерии элемент — имеет свои внутренние нормы:

Тексты — должны располагать и не лить воду, все должно быть максимально емко, просто и аргументированно.

Изображения — не должны отталкивать или сбивать с толку, забирая на себя внимание там, где в этом нет нужды.
Содержимое картинок — должно поддерживать контакт с посетителем, с его настроениями, содержать близкие его группе образы.

Правильная последовательность подачи информации — должна шаг за шагом сложить правильную картину. Хорошо выстроенный контент будто за руку ведет посетителя по нужному пути, превращая его в клиента.

Корректные формулировки. Может прозвучать странно, но конверсия значительно повышается, посредством правильных формулировок (переводим с русского на доступный русский).

Если вы ранее читали наше предложение о маркетинговом аудите, то заметили, что рассматриваются схожие вопросы.
Контент нельзя четко разделить на ту или иную составляющую, в каждом из предложенных аудитов — этот блок будет выполнен с охватом обеих сторон. Вот наглядная причина того, почему комплексный аудит сайта — будет стоить дешевле, нежели их заказ по отдельности.

Вспомогательные элементы

  • Всплывающие формы связи;
  • онлайн консультанты;
  • мелькающие «трубки» заказа звонка;
  • popup элементы с акциями;
  • подсказки и оповещения.

Элементы такого рода — это так же часть юзабилити, которая в одном случае может существенно повлиять на правильное действие посетителя, а в другом — заставить его незамедлительно покинуть страницу.

Пример 1:
у вас проводится отличная акция с ограниченным сроком действия.
Вы, стремясь получить от неё максимум — запускаете всплывающее окно, перекрывающее весь экран пользователя при открытии сайта.
Ожидается заинтересованность выгодным предложением, но на деле — мы получаем моментальный отказ.

Самое интересное, что в некоторых случаях такой подход действительно уместен. Но определить «некоторые случаи» сможет только специалист.

Пример 2:
человек отправил заявку, без какого-либо пост-оповещения. Что ему делать? Сколько ждать? Была ли отправка успешной?
Возможно вам потребуется пара часов на ответ, а клиент за это время уже уйдет к вашему конкуренту, так и не поняв — стоит ли вообще ожидать вашей реакции.

Пример 3:
ваша сфера деятельности подразумевает очевидную и понятную вам терминологию. Возможно сложных слов не избежать в процессе взаимодействия с пользователем, однако он может попасть в тупик — увидев необходимость выбора или заполнения какой-нибудь формы.
Виной может быть не только термин, но и сложная по структуре формулировка. Такой сайт должен выводить подсказки или информационные сноски, но делать это аккуратно и только там, где это действительно нужно. Это так же задача юзабилити.

Скорость загрузки

Как быстро контент станет доступен для чтения? Как быстро сайт предстанет перед посетителем в правильном облике?
Скорость загрузки — это такая же неотъемлемая часть юзабилити как и все вышеописанное.

Мы говорим не только про общий объем загрузки, мы затрагиваем её последовательность. Нежелательно чтобы пользователь видел деструктивный хаос, во время построения контента. Содержимое не должно прыгать с места на место, меняя свой размер и положение в процессе загрузки. И этого можно избежать простой проработкой стилей!
Что до предварительной загрузки — она не решает такие проблемы без осложнений, ведь самое её наличие — просаживает конверсию.

После исправления этого аспекта юзабили, ваш сайт должен удовлетворять как минимум нормы скоростных тестов, описанные в разделе о качестве сайта.

Цена юзабилити аудита

Стоимость юзабилити аудита варьируется преимущественно исходя из количества «рабочих» страниц. К примеру интернет магазин с тысячей страниц-ячеек товара — скорректировать проще, ввиду шаблонности. В корне иная ситуация может сложиться с сайтом компании, насчитывающем всего 10-20 страниц. Если каждая из этих страниц будет иметь информационную структуру по типу лендинга, ориентированного на разные услуги.

Средняя стоимость аудита: 3000 руб.

Поделиться с друзьями
Web Architect